RAV4EVER
http://rav4ever.ru/forum/

Физика экономии горючего при неравномерном движении
http://rav4ever.ru/forum/viewtopic.php?f=33&t=2796
Страница 1 из 1

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 15:56 ]
Заголовок сообщения:  Физика экономии горючего при неравномерном движении

Недавно один маааленький мальчик задал мне вопрос: "Что выгоднее - ехать с постоянной скоростью или сначала разогнаться, а потом отпустить педаль газа ?" Коварный вопрос ))) Наверняка он решал задачку из учебника физики )))

Ну что же, давайте решим эту простенькую задачу - какой будет расход горючего при движении по указанному алгоритму. Сразу договоримся, что для машин с МКПП подразумевается перевод на нейтралку, а для машин с АКПП - как и было сказано, "бросание" педали газа.

Какие ещё допущения:
1) двигаемся по абсолютно ровной поверхности;
2) скорость, которую развиваем, в более-менее экономичных диапазонах;
3) педальку газа - если нажали - держим постоянное нажатие, без дрожания ноги ))) ;
4) переключения передач, кикдауны и прочие фокусы не учитываем.

Поскольку кое-кто наверняка захочет провести эксперимент, расходы будем считать в литрах на 100 км )))

Обозначения:
L - пройденный путь, или наша дистанция, в любых единицах измерения длины - метрах/километрах/миллиметрах или попугаях, но лучше всего - в сотнях километров ))) ;
первый вариант движения:
Q0 - расход горючего, если мы держим ровный газ и постоянную скорость на дистанции L;
второй вариант движения:
Q1 - расход горючего, если мы разгоняемся с ровным газом на пути L1;
Q2 - расход горючего, если мы движемся накатом (без газа ))) ) на пути L - L1.

Будем считать, что время прохождения дистанции нам пофиг, но скорости в начале и в конце пути одинаковы. Очевидно, что в этом случае второй вариант движения даёт меньшее время прохождения дистанции.

В первом варианте движения мы потратим ( Q0 * L ) литров горючего.

Во втором варианте движения мы потратим ( Q1 * L1 ) + ( Q2 * ( L - L1 ) ) литров горючего.

Теперь введём коэффициенты отличия расходов и пройденного пути для этих вариантов. Пусть:
Q1 = q1 * Q0
Q2 = q2 * Q0
L1 = l1 * L
и перепишем формулу второго варианта с их учётом:
( Q1 * L1 ) + ( Q2 * ( L - L1 ) ) =
( q1 * Q0 * l1 * L ) + ( q2 * Q0 * ( L - l1 * L ) ) =
( Q0 * L ) * ( q1 * l1 + q2 * ( 1 - l1 ) )

Мы вынесли за скобки ( Q0 * L ), то есть расход горючего для первого варианта, и получили некий коэффициент отличия. Если он окажется больше 1, то второй вариант менее экономичен, если меньше 1 - то более...

Теперь посмотрим, какие более-менее разумные значения можно подставить в формулу.

Версия 1:
Будем считать, что расход при разгоне больше расхода при равномерном движении как минимум в два раза.
Пусть расход при отпущенной педальке газа будет меньше расхода при равномерном движении как минимум в два раза.
А путь разгона пусть будет около трети всей дистанции.
Посчитаем: 2 * 0.3 + 0.5 * 0.7 = 0.6 + 0.35 = 0.95
Ого ! Экономия !!!

Версия 2:
Пусть расход при разгоне больше расхода при равномерном движении в три раза, при отпущенной педальке останется 0.5, а путь разгона будет около одной пятой дистанции.
3 * 0.2 + 0.5 * 0.8 = 0.6 + 0.4 = 1
Экономии нет...

Версия 3:
Пусть расход при разгоне больше расхода при равномерном движении в три раза, при отпущенной педальке меньше в три раза, а путь разгона будет около одной пятой дистанции.
3 * 0.2 + 0.3 * 0.8 = 0.6 + 0.24 = 0.84
Снова экономия !

В версиях 1-3 я специально подставлял хиленькие значения коэффициентов. Поигравшись с более-менее реальными чиселками, можно получить 0.8 и ниже.

|hm...| Скептик тут же скажет: "Здесь ошибка ! Наверняка s199 нас где-то дурит !!! И значения коэффициентов какие-то лажовые )))" А Вы сами поиграйтесь с формулками, циферками, и проведите-ка лучше эксперимент ))) Всего-то надо смотреть на мгновенный расход и засекать путь (например, по расстоянию между столбами освещения). Вот развлекуха ! :D :D

P.S. Вообще-то такой парадоксальный на первый взгляд совет есть в одной заокеанской книжечке про экономию горючего. На заокеанском языке, разумеется. И этот совет многие считают дебильным )))

P.P.S. А я никому не скажу, дебильный совет или нет, сами разбирайтесь :D :D

Автор:  MaxM [ 25 сен 2012, 16:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

Немного добавлю в тему экономии бензина)
На расход влияет:
- давление в шинах
- вес авто (чем легче, тем больше экономии), это же касается полного бака (как ни парадоксально, чем больше залили в бак, тем больше у Вас расход)
- кондей
- резкий разгон, торможения, пробки, превышение скорости

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 16:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

MaxM писал(а):
Немного добавлю в тему экономии бензина)

пардон, здесь про то, как используя неравномерное движение экономить топливо. и возможно ли это )))

разумеется:
- автомобиль считаем исправным
- давление в шинах - рекомендованное производителем
- изменением веса топлива в баке пренебрегаем
- от кондея вышеприведённые расчёты не зависят
- про дёрганье - см. условия задачи )))

Автор:  LidOK [ 25 сен 2012, 16:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

MaxM писал(а):
Немного добавлю в тему экономии бензина)На расход влияет:- давление в шинах- вес авто (чем легче, тем больше экономии), это же касается полного бака (как ни парадоксально, чем больше залили в бак, тем больше у Вас расход)- кондей- резкий разгон, торможения, пробки, превышение скорости

Темка у нас такая уже была :)

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 16:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
Темка у нас такая уже была

ага, здесь про другое. вот дурю я Вас или нет ? |hm...| *jokingly*

Автор:  MaxM [ 25 сен 2012, 16:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK, думаю что темки с формулами не было)
Я хоть и попытался увести автора, но он жестко это пресек)

Кто готов испытать мозг формулами?)

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 16:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

MaxM писал(а):
Кто готов испытать мозг формулами?

вспоминаем школьный курс физики )))

Автор:  LidOK [ 25 сен 2012, 16:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199,
1. Катались как то на ауди, у которой есть режим старт-стоп. При убирании ноги с педали машина резка тормозит, а если остановиться на светофоре, авто глохнет. При нажатии на газ - заводится.
Эксперимент бы на ней провалился.
2. Давайте уточним соотношения l1/L
Если предположить, время разгона равчика до 100км/час - 15 секунд,
переведем в м/с скорость 100 км/час=100000/60/60=27,7 м/с
ускорение a=(V2-V1)/t=(27.7-0)/15=1.85 м/с2
Скорость в 100 км/час авто наберёт, пройдя расстояние
l1=V1*t+a*(t^2)/2=1.85*15*15/2=208 м

Итак, при времени разгона 15 с, авто пройдет путь l1=208 м

Вопрос: сколько метров он будет катиться? И до какого момента? Выведенное Q2 действительно только для случая полной остановки автомобиля.

3. Иначе Q2 должно состоять из слагаемых: качение, например, до достижения скорости 60км/час + разгон снова до 100?

Автор:  Serano [ 25 сен 2012, 16:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199 писал(а):
LidOK писал(а):
Темка у нас такая уже была

ага, здесь про другое. вот дурю я Вас или нет ? |hm...| *jokingly*

Дуришь конечно :D

Я не увидел в твоей форуме коэффициент изменения расхода бензина от изменения количества оборотов, т.к. при стабильной скорости этот показатель константа, а вот при ускорении - нет. ;)

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 16:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
1. Катались как то на ауди, у которой есть режим старт-стоп....
мы же на равчиках катаемся )))
LidOK писал(а):
2. Давайте уточним соотношения l1/L
а мы балуемся в диапазоне скоростей 60-90 км/ч, типа начинаем с 60, разгоняемся до 90, накатом идём до 60.
LidOK писал(а):
3. Иначе Q2 должно состоять из слагаемых:
см. условия задачи )))

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 17:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

Serano писал(а):
Дуришь конечно
докажи )))
Serano писал(а):
Я не увидел в твоей форуме коэффициент изменения расхода бензина от изменения количества оборотов, т.к. при стабильной скорости этот показатель константа, а вот при ускорении - нет
а здесь коэффициент не нужен ))) можешь провести эксперимент: притапливаешь педаль газа и добиваешься стабильного показания мгновенного расхода. авто будет ускоряться, пока не достигнет предельной для данного положения педальки скорости. и обороты так же будут расти (если пренебречь переключениями АКПП). даже если топишь педаль постепенно, то очевидно, что можно для расчётов брать средний расход за период разгона )))

Автор:  LidOK [ 25 сен 2012, 17:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

А как же то, что, например, при постоянной скорости 80 км/час самый экономичный расход, при постоянной скорости свыше 80 - расход растёт?

Автор:  MaxM [ 25 сен 2012, 17:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

del

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 17:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
А как же то, что, например, при постоянной скорости 80 км/час самый экономичный расход, при постоянной скорости свыше 80 - расход растёт?
разумеется ))) см. график расхода от оборотов, о котором упоминал Serano, но это опять-таки слабо влияет, и, кроме того, в формулах это учтено )))

Автор:  LidOK [ 25 сен 2012, 17:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

а давайте с 90 до 60 км/час уберём потребление топлива Q2 совсем - перейдем на нейтралку!

Автор:  LidOK [ 25 сен 2012, 17:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

И всё же не могу определить путь(время) движения авто с 90 до 60 км/час
С 60км/час до 90км/час он прошел 288 м (у меня)
Это l1, как определить L-l1 ?

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 17:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
а давайте с 90 до 60 км/час уберём потребление топлива Q2 совсем - перейдем на нейтралку!

низзя ! ведь потребление топлива есть даже на нейтралке. мы же не глушим двигатель )))

Автор:  LidOK [ 25 сен 2012, 17:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199 писал(а):
низзя ! ведь потребление топлива есть даже на нейтралке. мы же не глушим двигатель )))

А давайте заглушим *jokingly*... правда мы тогда станем не рав, а ауди :D

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 17:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
И всё же не могу определить путь(время) движения авто с 90 до 60 км/час
С 60км/час до 90км/час он прошел 288 м (у меня)
Это l1, как определить L-l1 ?

а зачем ? это зависит от многих факторов... можешь легко и непринуждённо провести эксперимент:
подготовка:
1) ищешь свободную ровную дорогу (эта самая большая проблема ))) )
А) равномерное движение
А.1) разгоняешься до 60, держишь ровный газ (можно включить круиз)
А.2) смотришь на расход горючего и запоминаешь циферки
А.3) переходишь к Б)
Б) неравномерное движение
Б.1) едем 60
Б.2) слегка притапливаем, запускаем отсчёт пути по навику и, стараясь держать одинаковый расход (запоминаем его величину !!!) неторопливо разгоняемся до 90
Б.3) как дошли до 90, бросаем газ и запоминаем показания путеизмерителя в навике
Б.4) запоминаем мгновенный расход (его даже можно обозвать расходом холостого хода, однако)
Б.5) как дошли до 60, снова запоминаем показания путеизмерителя в навике
оперируешь чиселками для получения расхода в эксперименте Б)

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 17:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
мы тогда станем не рав, а ауди

они не заморачиваются экономией :D :D

Автор:  Дина [ 25 сен 2012, 17:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199,
при расходе в городском режиме около 10 л (ТТТ |Yes| ),я чёт тоже физику даже вспоминать не хочу.
Тем более....пробки,пробки,пробки.....

Если чисто из интереса....считала,что равномерное движение более экономично....актуально при МАЛО ТОПЛИВА!!!!! ;)

Автор:  s199 [ 25 сен 2012, 20:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

Дина писал(а):
при расходе в городском режиме около 10 л
я последние полгода ниже 13-14 не опускаюсь ))) в связи с нехваткой времени.
Дина писал(а):
...считала,что равномерное движение более экономично

многие так считают. и дают соответствующие советы ))) а если их мнение ошибочно ? разве не интересно докопаться до истины ? )))

Автор:  s199 [ 26 сен 2012, 08:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

ну ладно, физику никто не любит... а ведь в первом посте специально была допущена ошибка - движение накатом на МКПП. для современных двигателей это не приводит к экономии ))) на ровной дороге для МКПП вместо наката рекомендуется включать повышенную передачу (или вообще не переключать, если лениво) и снимать ногу с педальки газа - это действительно экономит горючее.

их чего заключаю - посты никто внимательно не читает...

что же касаемо алгоритма движения - да, вариант 2 действительно экономит горючее.

скажу больше: медленный разгон не экономит горючее, это миф. плавный разгон экономит, а медленный - нет. более того, при разгоне руководствоваться надо не только оборотами двигателя, но и мгновенным расходом горючего. второе даже важнее ))) да и круиз экономит горючее хуже, чем человек, если человек действует по правильному алгоритму )))

если уж зашла речь о мифах, то популярные ныне спойлеры не экономят горючее, а наоборот, увеличивают его расход. есть ещё много подобных заблуждений, но это уже оффтоп...

Автор:  Serano [ 26 сен 2012, 08:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199 писал(а):
кажу больше: медленный разгон не экономит горючее, это миф. плавный разгон экономит, а медленный - нет.


насколько разгон должен быть плавным, чтобы не быть медленным и не быть резким? :D

Автор:  s199 [ 26 сен 2012, 08:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

Serano писал(а):
насколько разгон должен быть плавным, чтобы не быть медленным и не быть резким

смотри на показания датчика мгновенного расхода. просто не давай ему уходить за последнюю четверть шкалы или зашкаливать, и держи более-менее постоянным )))

Автор:  Serano [ 26 сен 2012, 08:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199 писал(а):
Serano писал(а):
насколько разгон должен быть плавным, чтобы не быть медленным и не быть резким

смотри на показания датчика мгновенного расхода. просто не давай ему уходить за последнюю четверть шкалы или зашкаливать, и держи более-менее постоянным )))

т.е. формулировкой плавности разгона в нашем случае являются показания датчика мгновенного расхода. Правильно? Тогда вопрос если мы за основу берем именно этот инструмент, то как он формирует показания мгновенного расхода топлива? Ведь все знают, что при отсутствии движения данный датчик зашкаливает. )))

Автор:  s199 [ 26 сен 2012, 08:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

Serano писал(а):
формулировкой плавности разгона в нашем случае являются показания датчика мгновенного расхода.

да. но именно при движении со скоростью никак не менее 40 км/ч ))) выше 140 тоже будет фигня )))
Serano писал(а):
при отсутствии движения данный датчик зашкаливает

разумеется, ведь скорость нулевая, пройденный путь за короткий отрезок времени - нулевой, а на ноль делить не стоит :D :D

Автор:  LidOK [ 26 сен 2012, 09:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199, не, ну я так не играю :D

Автор:  s199 [ 26 сен 2012, 10:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

LidOK писал(а):
s199, не, ну я так не играю :D

а ты уже провела полнофакторный эксперимент ? )))

Автор:  LidOK [ 26 сен 2012, 10:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Физика экономии горючего при неравномерном движении

s199 писал(а):
LidOK писал(а):
s199, не, ну я так не играю :D

а ты уже провела полнофакторный эксперимент ? )))

Нет, вчера был слишком сильный ветер для эсперимента, ждала штиля *jokingly*

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/